Войти




Жизнь создается любовью

30 Мая 2006, 18:16
Прозвенели последние звонки для выпускников школ. Заканчивается учебный год. С каким настроением расстаются учитель и ученик? Что препятствует тому, чтобы ученик в школе испытывал комфорт? Об этом размышляет начальник Управления образования Городской администрации Андрей Протопопов. Обозначая рубрику «Родительское собрание» редакция «ПН» надеется на то, что у читателей найдет отклик такая животрепещущая тема: «Учитель - ученик». Проблемы взаимоотношения с учителями обсуждаются не только на родительских собраниях, а и в семьях, и в ученических коллективах. Как сделать, чтобы в школе ученикам было комфортно? Прежде всего избавиться от педагогического произвола, в этом уверен Андрей Иванович.

В образовании сегодня много проблем. Почти все из них обусловлены причинами вне школы. Но есть порождаемые самим образованием, в том числе и педагогами.
Средства массовой информации охотно смакуют эти темы, вызывая чувство горести и обиды у миллионов педагогов. Возникает желание защищаться. Когда ты знаешь сотни учителей беззаветно преданных своему делу, бескорыстных, добрых, настоящих подвижников - хочется кричать: «Вы лжете, такого не может быть!». Но, увы, к сожалению, проблема насилия в учебных заведениях существует. И только откровенное ее обсуждение, анализ причин, поиск путей решения позволят бороться с этим явлением.
Среди учителей принято говорить о любви к детям, своей профессии, ее благородстве и высоком предназначении. Слова об этом приходится часто слышать на торжествах, с высоких трибун на официальных мероприятиях. А в будний день в учительской можно услышать совсем другое: «Как надоели эти бездельники, мерзавцы!», «Глаза мои бы на них не смотрели», «Будь, проклят тот час, когда я пришел в школу работать» и так далее, и тому подобное.
В моей практике школьного администратора было много случаев, когда приходилось сталкиваться с различными формами педагогического произвола: от рукоприкладства до ничем не обоснованных огромных объемов домашних заданий. В чем причины этого явления в школе? Можно ли его предупредить или хотя бы ограничить? Эти вопросы задают себе все большее количество людей, так как общество, сталкиваясь с современной трагедией миллионов беспризорных детей, видит причины этого и в существующей школьной атмосфере.
Подавление, насилие, как мне видится, всегда присутствует в процессе обучения. Без принуждения невозможно научить. Когда рассматривается проблема взаимодействия школы с родителями учеников, то мне представляется река, два берега которой никогда не сольются в один. Это школа и родители, а река - дети. Соединить два берега могут либо мосты, либо переправы. Мосты наиболее приемлемы, потому что они не вредят реке, а переправы наоборот. Мосты - это конструктивное, доброжелательное отношение школы и родителей в интересах ребенка. Переправы - это конфликты между субъектами образовательного процесса, калечащие детство.
К причинам можно отнести такие явления, как нелюбовь или равнодушие к детям, негативные личностные качества учителя, ненависть к своей работе; неудовлетворенность своим положением в обществе, желание защититься, отстоять свой авторитет, профессиональное «выгорание»; а так же различные заболевания, в том числе, нервной системы, нарушения психики, отсутствие или проблемная семейная жизнь.
Представление о хорошем учителе у детей отличается от принятого в профессиональной педагогической среде. Там, как правило, считается хорошим учителем тот, кто знает свой предмет. Дети же говорят, что хороший тот, кто не кричит, кто понимает, кто уважает и лишь где-то в конце указывают на знание предмета. Родители, особенно, в последние 5-7 лет, на первое место ставят способность учителя создать комфортные психологические условия для ребенка. Это является самым важным при выборе школы, класса, учителя для своих детей.
Формы педагогического произвола могут быть различны: от самых грубых, открытых и жестоких до завуалированных, трудно распознаваемых. Приведу лишь несколько примеров из личного опыта.
Учительница начальных классов так препроводила на место в классе опоздавшего на урок ученика, что оторвала ему рукав пиджака и все пуговицы на нем, а на ноге у мальчишки образовался здоровенный синяк.
Учитель математики в течение целой четверти выставлял каждый урок по 20-25 двоек за неправильное выполнение домашних заданий.
Учительница иностранного языка регулярно не пускала ученика на свои уроки, мотивируя это сначала его опозданиями, затем тем, что он мешает на уроке, а потом просто тем, что он ей не нравится.
Примеры можно приводить еще и еще. К сожалению, их можно найти почти в каждом учебном заведении: от детского сада до вуза.
Каковы же последствия этих явлений? В каждом случае они различны и зависят от личности ученика, его особенностей и других причин, но, как правило, такие явления порождают ненависть к школе.
Нашей целью является профилактика или хотя бы ограничение педагогического произвола на уровне отдельно взятого учебного заведения. Для этого необходимо предпринять следующие меры: организовать группу внешних экспертов (3-9 человек), в состав которой входят психолог, специалист по правам ребенка, специалист в области конфликтологии и другие. Количественный состав группы зависит от размеров контингента школы и наличия средств на оплату их труда.
Решаться поставленные задачи могут максимально один учебный год.
Осуществление предполагаемых действий может проходить в пять основных этапов в соответствии с последовательно решаемыми задачами.
Первый этап направлен на выявление наличия в школе педагогического произвола, его причин, форм, последствий. Для его успешной реализации применяются такие методы, инструменты и подходы, как сбор статистических данных, анкетирование, собеседование, анализ полученной информации. Исполнителем проекта на первом этапе является группа независимых экспертов. Заключительный доклад группы представляется администрации школы.
Второй этап проекта начинается с формирования инициативной группы, в состав которой входят представители педагогического коллектива, учащихся, родителей, представителей органов управления образованием, общественности. Численный состав группы не должен превышать 15-20 человек. Группа использует в своей работе все материалы, полученные на первом этапе проекта, и применяет методы и формы: «мозговой штурм», деловые и ролевые игры, дискуссии, слушания.
Третий этап заключается в принятии управленческих решений администрацией школы на основе результатов второй фазы проекта и их реализации всем коллективом школы.
На четвертом этапе вновь действует группа независимых экспертов с целью оценки результатов осуществленных управленческих действий. Она использует тот же инструментарий, что и на первом этапе. Результатом ее работы должен стать доклад с обоснованием выводов по успешности реализуемого проекта.
Пятая завершающая фаза работ имеет целью стабилизировать достигнутый положительный результат и создать мониторинговую систему отслеживания состояния проблемы педагогического произвола в школе. Результатом этого этапа должна стать электронная форма итогов анкетирования участников образовательного процесса и ежегодный алгоритм мониторинга по проблеме. На этом этапе проект осуществляется новой инициативной группой, созданной и действующей на тех же принципах, как и предыдущая. Завершающим действием могло бы стать введение в школе общественной должности уполномоченного по правам ребенка, если этого не было сделано на третьем этапе.
Проблема педагогического произвола в школе затрагивает интересы большинства людей и они не могут равнодушно взирать на то, что происходит с их детьми. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит и ее виновнику - учителю.
«Жизнь создается любовью», - сказал один из великих философов. Эта истина давно известна и даже в какой-то степени банальна. Но речь идет не о знании, а об основе взаимоотношений между людьми, об этической позиции, приносящей ощутимые плоды.
Каждый человек неповторим, каждый ребенок личность. Любя его, можно не замечать его отрицательных черт. Тогда понятен принцип: осуждай неподобающее деяние, но не человека.


Автор: Газета "Переславская неделя"
Поделитесь с друзьями:

Другие новости в рубрике «Общество»

17 Окт, 19:00
Из-за рюмки
17 Окт, 17:00
Не пугаться!


Комментарии (ваш будет первым):

Оценка: 0 1 2 3 4 5

Новости по рубрикам


Новости по дате

Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
       1
2 3 4 5 6 7 8
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031




Наш адрес

г. Переславль-Залесский, ул. Трудовая, д. 1
тел.: +7 (48535) 98-313

Наши правила

По вопросам связанным с сайтом обращайтесь
по адресу:
При перепечатке материалов, ссылка на сайт
www.pereslavl.ru обязательна.
Магазин Ника (обои), Магазин Плитка (ламинат)

Информация

Наши кнопки

Яндекс цитирования
Rambler's Top100


2005-2014 © ООО «АйТи-Лаб»