Войти



Всегда готовы к диалогу

05 Июля 2006, 11:37


Уважаемый Александр Николаевич Кучменко! В двух номерах газеты «Переславская неделя» (14 июня и 21 июня) была опубликована Ваша статья «Плохой» - «хороший» малый бизнес». Мы присоединяемся ко всем добрым словам, высказанным Вами в адрес малого предпринимательства. Можно было бы только приветствовать, если бы в городских СМИ рассказывалось больше обо всех сферах деятельности малого бизнеса. В Вашей статье приводятся некоторые выводы по отношению к информации, предоставляемой Управлением финансов и экономики администрации города городской Думе, в которой Вы являетесь председателем комиссии по экономической политике.

Поскольку Ваши выводы были представлены в открытой печати, мы сочли возможным изложить свои доводы также в «Переславской неделе». Предваряя ответы на Ваши выводы, хотелось бы сделать три важных пояснения.
Первое. Предметом нескольких ссылок в этой статье явился «Анализ результатов деятельности предприятий и социального положения населения города за 2005 год». Такой анализ выполняется для мэра города уже много лет по результатам каждого квартала. Исходной информацией для этого анализа являются, в первую очередь, государственная статистическая отчетность предприятий и учреждений города и отчетность структурных подразделений администрации города. В целом анализ состоит из 30-40 страниц текста и табличного материала. В сокращенном виде анализ представляется городской Думе, Совету директоров предприятий города, публикуется в газете «Переславская неделя». (Как показывает обзор областных СМИ, анализ результатов экономической и социальной жизни населенного пункта в таком объеме не выполняется ни в одном МО области.)
Второе. Управление финансов и экономики в последнее время не имеет возможности получить информацию о том, какие группы налогоплательщиков, сколько налогов, сборов и других платежей вносят в федеральный, областной и городской бюджеты и во внебюджетные фонды, и, соответственно, не имеет возможности представить детальный анализ структуры этих платежей. Причина в том, что доступ к этой информации ограничен.
Третье. Уважаемый Александр Николаевич! Для того чтобы дать Вам и читателям газеты «ПН» пояснения по некоторым поставленным в Вашей статье вопросам, мы вынуждены приводить цитаты из этой статьи.
Цитата 1. «Миф 1: предприниматели платят мизерные налоги в городской бюджет.
Источник этого мифа - многолетние официальные отчеты чиновников областной и городской администрации, например, последний отчет о наполнении городского бюджета выдал долю поступлений налогов от предпринимателей - около семи процентов собственных доходов.
Но для вывода этой величины - семь процентов - берется ЕДИНСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, а именно: единый налог на вмененный налог, тогда как предприниматели платят, помимо него, в бюджет земельный налог, плату за аренду земли и помещений, налог на доходы и иные налоги и отчисления».
Последний отчет, на который, видимо, Вы ссылаетесь, называется «Анализ результатов деятельности предприятий и социального положения населения города за 2005 год» (9 стр.), был представлен городской Думе вместе с «Бюджетом города за 2005 год». В этом материале в разделе VIII. «Налоги» написано, в частности, следующее: «Основное налоговое бремя несут крупные и средние промышленные предприятия. В последние годы заметно снизилась доля поступлений в городской бюджет от предпринимателей: доля налога с продаж и единых налогов на совокупный доход составила в 2001 г. - 11%, в 2002 г.- 6%, в 2004 г.- 6,2%, в 2005 г. - 6,8 процента».
Что же здесь неправильно?
Во-первых, анализ результатов деятельности всех крупных, средних и малых предприятий подтверждает, что на самом деле основу экономики города составляют крупные и средние промышленные предприятия, которые предоставляют информацию о своей деятельности для обобщенных по городу аналитических и прогнозных расчетов. По объемам промышленной продукции на душу населения наш город - второй по области после Ярославля. 20 крупных и средних промышленных предприятий производят продукции в 4 раза больше, чем 70 малых предприятий (МП). Аналогичное соотношение и численности работников: 4400 и 1744 человек. Средняя заработная плата работника в крупных и средних предприятиях в 1,4 раза выше, чем на МП. Более подробный сравнительный анализ Вы, уважаемый Александр Николаевич, уже видели в «Программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Переславле-Залесском на 2006-2007 год», которую недавно утвердила городская Дума.
Во-вторых, начиная с 2003 года, проводилась налоговая реформа, которая пред-
ставила субъектам малого предпринимательства возможность применять не традиционную систему налогообложения, а упрощенную систему налогообложения (ЕНУС) и (или) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Применение ЕНУС и ЕНВД обеспечивает организациям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям снижение налоговой нагрузки: предприятия вместо налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций, а индивидуальные предприниматели вместо налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на имущество физических лиц, ЕСН, НДС уплачивают только единый налог. Многие предприниматели воспользовались этой возможностью: на 01.07.2006 г. в городе на ЕНВД находится 209 юридических лиц и 767 индивидуальных предпринимателей, а на ЕНУС - 199 юридических лиц и 156 индивидуальных предпринимателей.
ЕНУС полностью перечисляется в областной бюджет. Основные поступления в городской бюджет от представителей малого бизнеса идут по ЕНВД, арендной плате за землю и арендной плате за имущество. В 2005 году доля ЕНВД, арендной платы за землю, арендной платы за имущество от всех налогоплательщиков (крупных, средних, малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, физических лиц) составила 16% собственных доходов городского бюджета.
Информации о поступлениях в городской бюджет земельного налога и НДФЛ в разрезе крупных, средних, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в распоряжении УФиЭ нет, что исключает возможность оценки участия малого бизнеса в собственных доходах городского бюджета.
В-третьих, экономическая и налоговая политика Российского государства в последние годы направлена как раз на снижение налогового бремени малого бизнеса. Например, если предприниматели, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, платили единый налог в 2000 г. в размере 10% от выручки, то в 2005 г. - 6% от всех доходов, т.е. ставка этого налога сократилась на 40 процентов.
Цитата 2. «…По расчетам, основанным, кстати, на тех же данных Управления финансов и экономики города, совокупная величина налоговых и неналоговых поступлений в бюджет является минимум 23% собственных доходов. С учетом того, что в вышеозначенных сферах деятельности занято всего около 12% трудоспособного населения города, цифра получается немалая и очень весомая».
С учетом того, что на малых предприятиях города занято более 3400 человек, а численность индивидуальных предпринимателей составляет более 800 человек, всего в малом бизнесе города занято около 4200 человек - примерно 21% от численности населения, занятого в экономике города (включая бюджетников).
Будем весьма признательны Вам, уважаемый Александр Николаевич, если Вы познакомите нас с Вашими расчетами. Уточните, пожалуйста: 23% чьих собственных доходов? Возможно, предприниматели отдают 23% своих доходов? В Налоговом кодексе (НК) нет понятия «собственные доходы», а есть определение показателя «совокупный доход».
В соответствии с НК малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые перешли на упрощенную систему налогообложения (ЕНУС), платят или 6% от всех доходов (валовой выручки, полученной организацией от продажи товаров (работ, услуг) и имущества и от внереализационных доходов), или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов (т.е. 15% от условной прибыли).
Вы, уважаемый Александр Николаевич, могли бы привести еще один аргумент в пользу того, что малый бизнес вносит в городской бюджет еще и налог на доходы физических лиц (подоходный налог). Но каков размер этих платежей? Все усилия со стороны сотрудников УФиЭ узнать в налоговой инспекции, сколько именно уплачено этого налога представителями малого бизнеса, ни к чему не привели.
Всем известно, что величина подоходного налога почти напрямую зависит от величины оплаты труда, официально начисленной на предприятии и указанной в соответствующих ведомостях, или от доходов, которые индивидуальные предприниматели показывают в налоговых декларациях. Т.е. чем больше официальная оплата труда, тем больше и поступление подоходного налога в городской бюджет. (Кстати, в городской бюджет идет только 50% от общей суммы этого налога).
Как свидетельствуют статистические данные, представленные самими же предприятиями, средняя заработная плата в расчете на одного постоянного работника малого предприятия за I квартал 2006 г. составила 5982 руб., что выше уровня I кв. 2005 г. на 1443 руб., или на 32 процента. Нам кажется, что Вам, Александр Николаевич, будет любопытно ознакомиться и сравнить размеры средней заработной платы работников малых и крупных предприятий по отдельным видам экономической деятельности за I квартал 2006 года (руб. за месяц):(см. таблицу).
В целом средняя оплата труда на крупных и средних предприятиях выше, чем на малых, примерно на 26 процентов.
Более детальное исследование распределения малых предприятий города по уровню заработной платы работников списочного состава за I квартал 2006 года показало, что в каждом третьем МП (31,6%) средний заработок составляет менее 3000 руб. (в Ярославской области прожиточный минимум трудоспособного человека - 3226 руб. в месяц). Такие низкие заработки в коммерческих малых предприятиях (а не в бюджетных учреждениях), показанные в налоговых декларациях, не внушают доверия. Естественно, величина подоходного налога с таких заработков невелика.
Большая часть малых предприятий вообще не платит налога на доходы физических лиц, т.к. они перешли или на упрощенную систему налогообложения, или на уплату ЕНВД.
Цитата 3: «Нежелание чиновников наладить эффективную статистику малого предпринимательства, проводить исследования в сфере малого предпринимательства, которые способствовали бы выработке эффективной политики и поддержки малого бизнеса, и приводят к тому, что данные существующей официальной статистики по понятным причинам не вызывают энтузиазма у многих руководителей разных уровней власти: мол, недостойны вы нашего высокого внимания, ну дадите не семь, а восемь процентов в бюджет».
Уважаемый Александр Николаевич! Как Вам известно, статистику малого предпринимательства, как и всю остальную официальную государственную статистику в нашей стране организует Государственный комитет России по статистике. Уверяем Вас, что местные чиновники государственной статистики (на город и район всего 5 человек государственных служащих) делают все возможное и невозможное, чтобы убедить ответственных за информацию работников примерно 1600 предприятий и учреждений (включая фермерские хозяйства), собрать, проверить и обобщить огромный объем достоверной информации о разных сторонах экономической и социальной жизни нашего города и Переславского района.
Качество статистической информации во многом зависит от добросовестности и гражданской сознательности лиц, заполняющих отчеты: какую информацию они представят, такая и будет обобщена в целом по стране.
Крупные и средние предприятия, все организации и учреждения отчитываются ежемесячно по значительному количеству (5-10) форм статистической отчетности. Малые предприятия (только у нас в городе их более 190) в основном отчитываются по сокращенной и упрощенной схеме, в частности - ежеквартально по форме ПМ.
По свидетельству работников государственной статистики, наиболее трудно получить достоверную статистическую информацию именно от индивидуальных предпринимателей (ИП). Из 800 ИП соглашаются представлять статистическую отчетность только некоторые - самые ответственные и только по отдельным направлениям: «промышленники» показывают только производство продукции в натуральных цифрах (форма 1-ИП); «транспортников» просят показать только число грузовых автомобилей и перевозки грузов лишь за одну неделю; предприниматели, осуществляющие продажу товаров населению, отчитываются по форме № 1-ИНД (торг) за один месяц в течение года. При этом все анкеты для «транспортников» и «торговцев» анонимные. В анкетах нет вопросов о налогах.
В разговоре с индивидуальными предпринимателями в ход идут все возможные аргументы убеждения, но чаще всего они отказываются отвечать на вопросы анкеты. Например, весной 2006 г. с огромным трудом удалось собрать только 70 анкет с предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. Работники Переславского городского отдела государственной статистики надеются на содействие руководителей малого бизнеса в деле сбора информации о развитии этой сферы деятельности в нашем городе.
О том, как трудно собрать хоть какую-то информацию о деятельности индивидуальных предпринимателей, Вы, уважаемый Александр Николаевич, можете узнать не только в статистических органах. Об этом Вам могут подробно рассказать бывшие руководители Совета предпринимателей города Николаев Ю.М. и Бакиров А.Ф., которые несколько лет тому назад предприняли попытку проведения обследования предпринимателей по узкому кругу вопросов.
Надеемся, что нынешние руководители ПДПН смогут успешно провести исследования в сфере малого предпринимательства, которые будут способствовать выработке эффективной политики и поддержке малого бизнеса.
Цитата 4. «А если бы вопрос стоял о 23 и 35%? Из приведенных выше цифр можно сделать вывод, что на сегодняшний момент предприниматели вносят более чем существенный вклад в экономику города. В случае же сбалансированной политики и поддержки завтра этот вклад может многократно возрасти».
Непонятно, о процентах какого налога и рассчитанного к какой базе делается вывод о вкладе предпринимателей в экономику. Если речь идет о том, что представители малого бизнеса в ближайшее время увеличат выплаты ЕНВД и его удельный вес в городской бюджет до 23-35%, то это будет существенным вкладом в экономику города, благодаря чему наш город будет еще краше, а решение многих социальных проблем будет более осуществимо.
В заключение, уважаемый Александр Николаевич, хотелось бы сказать Вам, что в управление финансов и экономики администрации города ежедневно обращаются многие граждане по разным вопросам городского бюджета и экономки. Всем им мы даем консультацию или разъяснения. По запросу официальных органов власти или СМИ представляется ответ в письменном виде. Если бы в УФиЭ поступил такой запрос от председателя комиссии по экономической политике городской Думы и председателя Переславского движения предпринимателей и налогоплательщиков о тех или иных сторонах формирования бюджета, экономики города, социальном положении горожан и т.д., то естественно на все вопросы были бы подготовлены исчерпывающие ответы.
Уважаемый Александр Николаевич! УФиЭ всегда готово к открытому диалогу и конструктивному сотрудничеству с представителями законодательной власти города, с предприятиями и учреждениями города, с представителями общественных организаций, со всеми гражданами, которые желают внести позитивный вклад в развитие нашего города.
Управление финансов и экономики администрации города

Автор: Газета "Переславская неделя"
Поделитесь с друзьями:

Другие новости в рубрике «Политика»



Комментарии (ваш будет первым):

Оценка: 0 1 2 3 4 5

Новости по рубрикам


Новости по дате

Март
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1 2 3 4 5
6 7 8 9101112
13141516171819
20212223242526
2728293031




Наш адрес

г. Переславль-Залесский, ул. Трудовая, д. 1
тел.: +7 (48535) 98-313

Наши правила

По вопросам связанным с сайтом обращайтесь
по адресу:
При перепечатке материалов, ссылка на сайт
www.pereslavl.ru обязательна.
Магазин Ника (обои), Магазин Плитка (ламинат)

Информация

Наши кнопки

Яндекс цитирования
Rambler's Top100


2005-2014 © ООО «АйТи-Лаб»