Войти




Право на правду

31 Октября 2006, 18:31
Что-то произошло с нами за эти последние десятилетия: с нашим домом, с нашей природой, с нами самими… В рассказе Платонова «В этом яростном прекрасном мире», изучаемом шестиклассниками, машинист, ослепленный молнией, продолжает управлять поездом в своем воображении, не замечая слепоты и того, что сигнал семафора в реальности не соответствует воображаемому. И мы воображаем какие-то станции: правовое государство, демократические ценности, права человека… Нужно ли вводить преподавание основ православной культуры в школах? Об этом рассуждает директор православной гимназии протоиерей Андрей Кульков

Пока не высветится молнией из реальности совсем иной пейзаж, в котором мы не хотим узнать подлинной правды о себе.
Разрушение свирепствует не только в виде природных катаклизмов, оно заявляет свои права и на межчеловеческие отношения, приучая нас к отсутствию терактов, как к особой милости к нам государства.
Беда уже в нашем доме, а мы ее не видим и не желаем видеть!
Но если в красном сигнале семафора кто-то умудряется разглядеть «ограничение личностных свобод», то это уже предвестие катастрофы.
Преподавание основ православной культуры (ОПК) в школах, о котором сейчас много говорят и пишут, является потребностью самой школы, самого светского общества, а не следствием «домогательств» Церкви. При всей нашей веротерпимости мы должны осознавать, что ни католики, ни американские проповедники, и уж тем более ни иеговисты, не возьмут на себя ответственность за наших детей. А катехизис кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно», и разговоры об «общечеловеческих ценностях» - это разговоры ни о чем. В критическую минуту жизни якут пойдет к шаману, бурят - в буддистский монастырь, мусульманин - в мечеть… И это правильно. И почему же православный вместо того, чтобы получать помощь из сокровищницы, которая обогащала не одно поколение его предков, рассуждает о толерантности.
Многие учителя совершенно справедливо видят в православии на православной земле источник, без которого невозможно воспитывать нравственно здоровых детей. Это нужно воспринимать как данность.
Работа по введению в школе основ православной культуры уже ведется учителями в том образовательном пространстве, которое предоставляется государственной программой по литературе и истории, культуре и краеведению. Но делается это, в основном, спонтанно, эмоционально и, что самое страшное, бесконтрольно.
Можно ли в этой работе учителя, апеллирующей к вековой духовной сокровищнице народа, избежать хотя бы грубых ошибок? Ведь можно и вовсе умышленно или неумышленно навредить, исказить истину, увести от нее ученика в «страну далече»...
Но как только Церковь протягивает школе руку помощи, некоторые учителя-перестраховщики вежливо отводят ее: «Извините, но школа отделена от Церкви!»
Подобное отношение напоминает мне тех людей, которые приносят в храм иконы и кресты, потому что это им не нужно, потому что это не их, а «наше», «православное». Так и учителя-перестраховщики пытаются высыпать из школьной программы на церковную паперть все, что их смущает: «Нате! Это ваше! А у нас светская школа!»
Но потребность в духовности остается. В государственной школьной программе мы видим уже более серьезное отношение к христианству, к Священному Писанию, к православию. Но выхолощенное, расцерковленное религиоведение, а нередко и религионенавидение порождает инсинуации и измышления, чуждые и враждебные Евангельскому Духу.
Пожалуй, для выздоровления от антирелигиозного и антицерковного дурмана прошлого века нашему обществу нужно изменить два стереотипа, из которых это общество исходит при общении с Церковью.
Первый - «презумпция виновности» Церкви перед государством. Несмотря на все религиозные свободы, к Церкви и сегодня сохраняется отношение, мягко скажем, снисходительное.
Второй стереотип, утвердившийся в сознании современных чиновников, это первичность государственных интересов перед церковными. А ведь отделенность Церкви от государства еще не значит преимущества последнего перед первой.
Людям светским предстоит научиться уважать Церковь, осознать, что помощь, которую сегодня предлагает Церковь, нужна самому обществу. А Церковь никогда не отделяла себя от общества, никогда не оставляла своих молитв за мир.
В конце концов, православие- это не паровоз «на запасном пути», которого нужно бояться. Православие - это, прежде всего, умение правильно славить Бога и правильно видеть свет. А остальное - право выбора.
Да, мы в ответе за то, чтобы обретение Бога не знало насилия. Открытая дверь атеизма - это право человека. Свобода дана нам Господом! Но и к познанию Бога двери должны быть открыты. И слово о Боге, если есть на то добрая воля учащегося и его родителей, должно обязательно идти из первых уст.
Право на это православной Церкви вопиет кровью новомучеников. Ведь на нашей земле епископ Дамиан и протоиерей Евгений Елховский были репрессированы и казнены не в последнюю очередь и за проповеди среди детей.
Судя по тому, сколь широко вопросы, затронутые отцом Андреем, обсуждаются в центральных средствах массовой информации, они интересны подавляющему большинству населения, в том числе и жителям нашего города.
Возможно, его статья послужит поводом для дискуссии. Приглашаем переславцев принять в ней участие.
Высказывайте свое мнение относительно преподавания в школах города основ православной культуры, пишите нам и звоните на телефон доверия 3-16-60 (круглосуточно).
Наиболее интересные мнения наших читателей мы обязательно опубликуем на страницах «ПН».


Автор: Газета "Переславская неделя"
Поделитесь с друзьями:

Другие новости в рубрике «Общество»



Комментарии (ваш будет первым):

Оценка: 0 1 2 3 4 5

Новости по рубрикам


Новости по дате

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
     1 2 3
4 5 6 7 8 910
11121314151617
18192021222324
252627282930




Наш адрес

г. Переславль-Залесский, ул. Трудовая, д. 1
тел.: +7 (48535) 98-313

Наши правила

По вопросам связанным с сайтом обращайтесь
по адресу:
При перепечатке материалов, ссылка на сайт
www.pereslavl.ru обязательна.
Магазин Ника (обои), Магазин Плитка (ламинат)

Информация

Наши кнопки

Яндекс цитирования
Rambler's Top100


2005-2014 © ООО «АйТи-Лаб»